На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мотопутешествия

243 подписчика

Безопасность езды на мотоцикле.

Вы сели на мотоцикл. Теперь ваша судьба в ваших руках, а точнее, на кончиках ваших пальцев. Как выжить и не остаться при этом инвалидом? Попробую дать некоторые рекомендации, основанные на своем опыте и опыте многих таких, как вы.

Перво-наперво нужно привыкнуть соблюдать ПДД: от соблюдения правил зависит 90% Вашей безопасности, как в физическом, так и в юридическом аспектах. Некоторые водители уверены, что ПДД не являют собой сермяжную правду жизни, и считают, что их не только можно, но и нужно нарушать. Спорить не буду, но я еще не знаком с ДТП, в которых никто из участников не нарушил правила. Мотоцикл является не только другом или модной игрушкой, но и одним из самых опасных транспортных средств, поэтому для того, чтобы избежать возможных последствий этой опасности, нужно научиться двум вещам: Навыкам вождения в разных ситуациях и дорожных условиях, Внимательности. Почему внимательность? Выезжая из гаража, вы попадаете в мир, где всех можно условно считать врагами: все движущиеся и неподвижные транспортные средства, пешеходы и собаки. Любое столкновение может привести к печальным последствиям, причем вас могут не заметить, могут создать аварийную ситуацию специально, либо просто потерять бдительность или не справиться с управлением.

Перед выездом нужно проверить общее состояние мотоцикла: давление в шинах, уровень масла, произвести хотя бы беглый осмотр, не открутилась ли какая-нибудь гайка, не подтекают ли жидкости. Не пренебрегайте элементами защиты. Наколенники, налокотники, защита спины, "черепашка", мотоботы помогут избежать вам серьезных травм. При падении на скорости 5 км/ч кожа с ладоней останется на асфальте, если вы не в перчатках, с головой может быть хуже, если вы едете без шлема, причем застегнутого. Мало того, можно глазом поймать муху, навозного жука или камень. Если понты вам дороже, чем голова, то шлем можно не одевать.По статистике большинство ДТП с участием мотоциклистов происходит тогда, когда водитель встречной машины поворачивает налево. При этом он вас не видит. Для того, чтобы вас было хорошо видно издалека нужно всегда ездить с включенным ближним светом, причем, многим любителям езды с дальним светом могу сказать, что определить ваше положение в ряду и расстояние до вас при ослеплении через зеркала заднего вида, практически нереально. Кстати, гораздо эффективнее привлечь внимание морганием дальним светом, а при езде с ним постоянно это сделать затруднительно. Приучите себя пользоваться звуковым сигналом. Если вы находитесь в "мертвой зоне" в плотном потоке, и/или есть подозрения, что идущие рядом автомобили вас не видят, либо при подозрении, что встречный автомобиль собирается повернуть налево, дайте знать о себе звуковым или световым сигналом и убедитесь, что вас заметили. Я не призываю перестать ездить между рядов, но нужно быть предельно осторожными, тем более при разборе, если произойдет ДТП, вы однозначно будете виноваты. Но призываю вести себя вежливо – не сшибать зеркала, не крутить факи и т.д.: это может аукнуться либо вам, либо другому двухколесному собрату. В следующий раз обиженный автолюбитель может преднамеренно вытолкать вас на обочину или, того хуже – на встречку.

Ваша скорость при езде в плотном потоке не должна превышать его скорость более чем на 10-20 км/ч. Это касается и движения при объезде пробки по встречке или по обочине. Классическое ДТП: мотоциклист врезается в автомобиль, стоявший в пробке и решивший развернуться или выехать на встречку перед носом у быстродвижущегося мотоциклиста. При этом не стоит забывать, что как на разделительной, так и на обочине может быть песок, и оттормаживаться там весьма проблематично. Если поток стоит, то будьте готовы, что у стоящей впереди машины может открыться дверь, может выскочить ребенок или собака. Скорость надо выбирать с таким расчетом, чтобы можно было успеть оттормозиться. Если у вас есть пассажир, то ваш тормозной путь существенно увеличится. Помните, что, кроме вас, на мотоциклах ездят еще многие люди, и что у них в голове, никому не известно, так что за обстановкой сзади надо всегда наблюдать. Приучите себя "стрелять взглядом" по зеркалам заднего вида не только при маневре, но и просто каждые 5-10 секунд, даже стоя на перекрестке. При старте со светофора нужно помнить, что в России существует неписаное правило: на желтый сигнал светофора давить не на тормоз, а на газ. Случаи, когда резко сорвавшийся со светофора мотоциклист бьет в не успевшую проскочить машину, нередки.В любом случае, как только вы сели за руль мотоцикла и поехали, вы должны быть постоянно во внимании и ни на секунду не расслабляться – вокруг враги. При езде по городу пальцы всегда должны быть на рычагах сцепления и тормоза. При перестроении приучите себя контролировать мертвую зону поворотом головы. При этом помните, что существуют "шахматисты", способные перестраиваться сразу на два ряда, поэтому не ленитесь проверять не только ту сторону, в которую собираетесь перестраиваться, но и противоположную. Если дорога, по которой вы едете свободна, то лучше держаться середины, особенно в концах подъемов, оставляя для себя место для маневра в случае, если кто-то впереди захочет развернуться. Желательно потренировать периферийное зрение: смотреть прямо перед собой, не крутя головой и держать в поле зрения как можно больше участников дорожного движения. Не нужно самому задерживаться в мертвой зоне автомобиля - вас бортанут не со зла. Обращайте внимание, есть ли на впереди идущей машине зеркала и видит ли вас ее водитель. При движении за автомобилем на малой дистанции нужно занимать такое положение, чтобы во-первых: не наехать на препятствие, которое автомобиль пропустит между колес, во-вторых: видеть дорогу перед этим автомобилем. За грузовиками лучше не ездить вообще никогда, так как иногда из колесной спарки вылетают камни, из кузова сыпется грязь и песок. Бывают случаи, когда потоком воздуха за грузовиком может поднять над дорогой лежащий на ней лист железа и фанеры.

Постарайтесь не поддаваться на провокации некоторых четырехколесных "шумахеров". Помните, что в городе расслабляться нельзя, ваше внимание переключается на процесс гонки, вы едете быстро, вы резко маневрируете – все это вместе чревато. Не стоит недооценивать любителей поотжигать на заряженных бимерах и меринах – многие из них могут легко маневрировать в потоке на скоростях 200 и выше, в то время, как на мотоцикле на таких скоростях возможности для маневра ограничены. Пускай едут – свой столб у них еще впереди. Если вас пытаются толкнуть или остановить с явно недружественными намерениями, не пытайтесь убегать на пределе своих возможностей - на малых скоростях маневренность мотоцикла намного выше. Остановиться и тронуться на большинстве мотоциклов можно быстрее, чем на большинстве автомобилей. Вообще наглости и безнаказанности наших заклятых четырехколесных друзей нет границ. Очень часто они вылетают с примыкающих второстепенных дорог на высокой скорости, стараясь перестроиться сразу в левый ряд, а могут, испугавшись, тут же нырнуть вправо. Здесь надо быть особо бдительными. Постарайтесь воздерживаться от маневров на таких участках дороги, хотя вы и едете по главной дороге. Бывает, что в плотном потоке вас затирают, причем иногда и преднамеренно, в таких случаях пользуйтесь звуковым сигналом. Чем мощнее гудок, тем лучше это помогает.

Не стоит переоценивать себя и свой мотоцикл. Этим страдают особенно новички. Вроде сезон-два откатали без проблем, и кажется, что все уже можно, все получается. Падения и аварии происходят рано или поздно с каждым из нас. Не думаю, что каждый погибший мотоциклист считал себя неумелым. Напомню, что и мотоцикл сам по себе не является идеальным безотказным механизмом. В самый неподходящий момент, например при обгоне на узкой дороге по встречной полосе, может заглохнуть мотор, лопнуть колесо и т.д.

Несколько слов о дорожном покрытии. Чем сильнее нагрет асфальт и резина, тем лучше сцепление. За исключением случаев, когда асфальт плавится от жары. При низких температурах даже на сухой и чистой дороге нужно быть осторожным. Если покрытие влажное, то помните, что разница коэффициентов сцепления на разных его типах существенно возрастает. В сырую погоду лучше всего держит старый шероховатый асфальт, хуже всего – новый, гладкий, свежеуложенный, вообще не держат пластиковая разметка, битумные заплатки, канализационные люки и прочие железные конструкции. При пересечении трамвайных рельсов, особенно в дождь, старайтесь "затупить" угол пересечения. Самый скользкий асфальт в самом начале дождя, когда образуется тонкая пленка из грязи. Сразу после дождя, когда дорога уже высохла, на ней остается много песка. Будьте внимательны при заходе в закрытые повороты – можно вылететь на разлитое масло или солярку, выплеснувшуюся из бака грузовика.

Конечно, мы всегда стараемся избежать аварии, но если она все же неизбежна, то нужно помнить некоторые вещи. При фронтальном столкновении или ударе в бок мотоциклом в автомобиль можно легко выпрыгнуть. Главное - этого не бояться. Рассмотрим такой вариант. Вы едете на зеленый сигнал светофора и в последний момент замечаете, что сбоку выскакивает машина, и ваши траектории пересекутся или она остановилась на вашем пути. Что делать?

Первое: конечно всегда при пересечении перекрестков, а особенно закрытых не нужно лететь, если оттормозиться уже не успеваете, то лучше не паникуйте, а выберите траекторию ухода от препятствия с наименьшим уроном. При активном торможении у вас очень мало шансов маневрировать. У вас еще есть время немного подкорректировать траекторию мотоцикла, например, чтобы ударить не в салон, а в капот или багажник, или, учитывая дорожную обстановку полететь в сторону обочины, а не на встречку. В любом случае, всегда надо быть готовым к тому, что это может произойти и не бояться этого.

Второе: Выскочившую из переулка или двора машину нужно стараться объехать спереди, а не сзади. Водитель автомобиля, заметив вас, резко затормозит и вас есть шанс его объехать или, на крайний случай перелететь через капот, а не ударить в салон.

Третье: Если вас затирают в потоке и столкновение неизбежно, то по возможности бить нужно того, кто нарушает, иначе нарушитель уедет и вам придется разбираться с пострадавшим. Если ситуация вынуждает положить мотоцикл на бок, то нужно успеть убрать ногу с той стороны, на которую падаешь. Когда падаете из-за срыва переднего колеса, то понять, куда вы будете падать весьма непросто, да и потом невозможно вспомнить момент падения. Уже в процессе скольжения на 5-й точке по асфальту ногами нужно стремиться отпихнуть мотоцикл от себя. Как падать, надеюсь, каждый и сам знает. Кто не знает, напомню: при падении нужно сгруппироваться, закрыв голову руками, затем выпрямиться на спине, расставив руки, ногами в сторону скольжения.

Четвертое: Отдельная песня – пешеходы. Для мотоциклиста пешеход – это крупный биологический объект с непредсказуемым поведением, наделенный правами и лишенный каких-либо обязанностей. Даже если вы сшибли пешехода в месте, не предусматривающем его появления, все равно молитесь, чтоб он был пьян или у него не было родственников в силовых структурах, ну и, главное, чтоб он помер в другой раз и без вашей помощи. Если в вашем поле зрения появляется пешеход, и вам кажется, что он собирается пересечь проезжую часть, то считайте, что он готовится прыгнуть к вам под колеса. Как правило, пешеходы всегда неверно рассчитывают скорость приближения мотоцикла, не подозревая, что вы едете вдвое быстрее, чем они думают. Нужно привлечь его внимание любым способом: сигналом, перегазовкой, светом – это их помогает опустить в одну с вами плоскость. Желательно скорость выбирать такой, чтобы можно было затормозить или сманеврировать. Правила в таких случаях предписывают "снизить скорость вплоть до остановки". Бывают случаи, когда скорость достаточно высока, и пешеход уже на проезжей части и начинает метаться в разные стороны. В таких случаях не нужно метаться самому, судорожно повторяя его конвульсии, лучше взять инициативу в свои руки: наметить для себя сторону, с которой вы его собираетесь объехать и включить соответствующий указатель поворота. В 99-ти процентах случаев пешеход не хочет расстаться с жизнью под колесами вашего мотоцикла, и он инстинктивно отпрыгнет в противоположную сторону. Но остается еще один процент отморозков, которые могут стоять ночью в самом неожиданном месте, вдали от населенных пунктов, широко расставив руки… Не дай вам Бог повстречать такого на своем пути, но помнить об этом нужно всегда.

Пятое: Собаки на дороге тоже представляют опасность, хотя и меньшую. Лучше всего на собак действует звуковой сигнал. Если собаки на вас нападают, то хороший гудок тоже помогает.

И последнее – пьянство. Тесты журнала "За рулем" показали, что небольшое количество алкоголя способствует усилению чувства ответственности, обостряет реакцию, и т.д. Но самое обидное, что если вы попали в ДТП с этим самым "небольшим количеством", то в любой ситуации будут проблемы.

 

Упражнения по навыкам вождения мотоцикла.

Освоившись с управлением мотоцикла в городе и при различных "отягчающих" обстоятельствах (дождь, ветер, темнота), можно покататься в свое удовольствие. Или продолжить совершенствовать мастерство вождения. Если Вы будете делать упражнения, которые мы описываем в статье - ОБЯЗАТЕЛЬНО оденьте экипировку, так как поначалу возможны падения, а значит травмы!!! И вообще, пока вы учитесь вождению, обязательно одевайте защиту!!!

Затормозить - не поле перейти

Вырабатывать спортивные навыки имеет смысл только после того, как вы научитесь в седле полностью контролировать ситуацию, просчитывать свои действия и предусматривать всевозможные ситуации на дороге на несколько ходов вперед. И начинать я бы посоветовал с торможения. Вы полагаете, что научившись ездить по городу, вы умеете и тормозить: нажал рычаг (педаль) - остановился. Но экстренное торможение на большой скорости - совсем другое. Неопытный мотоциклист, неожиданно столкнувшись с опасностью, жмет на тормоза изо всей мочи. Если у вас современный зарубежный аппарат, то ничего не стоит на нем перевернуться через переднее колесо. На мотоцикле попроще, скорее всего, при этом заблокируется заднее колесо и оно будет скользить по дороге (как говорят, пойдет юзом). Такое торможение, во-первых, малоэффективно: тормозной путь получается длиннее, чем в случае с незаблокированным колесом (испытания показали, что минимальный тормозной путь получается при 15-20-процентном проскальзывании колес). А во-вторых, оно чревато непредсказуемым заносом и падением. При обучении навыкам экстренного торможения следует прежде понять особенности торможения только передним и только задним колесом. Хотя на практике ими тормозят одновременно. Тренировать себя нужно двояко: вырабатывать "чувство педали" и развивать способность держать равновесие с заблокированным задним колесом. Но прежде всего научитесь определять момент, когда колесо блокируется."Чувство педали" заключается в умении нажимать на нее так, чтобы не возникло юза. Если дорожное покрытие скользкое из-за песка, воды, снега или льда, учитесь "прерывистому" торможению, нажимая на педаль (и блокируя колесо), а затем отпуская ее. Не успокаивайтесь до тех пор, пока не сможете повторять торможение 2-3 раза в секунду.

Иду на юз...

Параллельно с "чувством педали" научитесь удерживать мотоцикл с заблокированным задним колесом. Тренироваться лучше на ровной асфальтовой площадке, сухой и без песка. В противном случае юз будет неравномерным, что усложнит задачу. Некоторые возражают: мол, жалко резину. Конечно, жалко, но жизнь-то дороже!Естественно, начинать нужно на небольшой скорости, километров 15-20 в час. Первое упражнение - юз по прямой. Сначала на несколько метров, потом - до полной остановки. Усложнение задачи - юз с поворотом. Положите на площадку какой-либо предмет (лучше всего - покрышку) и постарайтесь обогнуть его, повернув на 90 градусов, с заблокированным задним колесом. Затем еще усложните упражнение - в конце не останавливайтесь, а, дав "газ", проезжайте дальше. Действия рулем: сначала поверните его в сторону предполагаемого дальнейшего движения, а позже, во время юза, - в противоположную. Иначе говоря, как и в случае возникновения заноса на скользкой дороге. Освоившись с поворотом в обе стороны, можете себя поздравить с приобретением первых спортивных навыков. Наиболее эффективное торможение - обоими колесами одновременно, причем роль переднего - важнее. Специальных упражнений по торможению только передним тормозом нет, а фотографии "стоящих колом" на передних колесах аппаратов - просто эффектный кадр, а не действительно полезный на дороге навык. А вот что действительно важно, так это "чувство рычага": не допускайте ни при каких обстоятельствах блокировки переднего колеса. В противном случае избежать падения не удастся.

До букса - один шаг

Другая крайность, при которой тоже отсутствует сцепление колеса с дорогой, - пробуксовка заднего колеса. Создают этот эффект те же факторы, что и юз, - снижение коэффициента сцепления шины с дорогой, покрытой водой, снегом, льдом, грязью или песком. А как влияет на торможение изношенная покрышка или неудачный рисунок ее протектора? Подчас от юза до пробуксовки один шаг, например, - на разлитом битуме. На жаре он плавится и становится скользким, как лед. Здесь резкое прибавление газа, равно как и торможение, ведут к снижению сцепления колеса с дорогой. Если попадете в такую ситуацию, старайтесь не дергать рулем и управлять мотоциклом плавно, без изменения скорости. Очень пригодится полученный на тренировках навык по удержанию равновесия. Но об этом чуть позже.Возникает пробуксовка и при достижении высокой мощности мотора. Не радуйтесь, когда от поворота ручки "газа" колесо начинает бешено вращаться. Мощность полезна лишь тогда, когда она может быть реализована по прямому назначению. Собственно пробуксовка хороша только в двух случаях: при специфическом "гаревом" прохождении поворотов, когда нужно "сломать" мотоцикл, и при развороте его по минимальному радиусу вокруг ноги. Поговорим о последнем поподробнее, поскольку такой навык может пригодиться, особенно, если ваш аппарат - эндуро.

Карусель

Это упражнение выполняется только в положении полной (или почти полной) остановки. Снимите с подножки ту ногу, что внутри поворота, и поставьте ее как можно дальше вперед и в сторону. Поверните руль в сторону поворота, перенесите вес тела на эту ногу, встав с сиденья, сильно наклоните мотоцикл, удерживая его только за руль. "Газом" и пробуксовкой при помощи сцепления сорвите заднее колесо в букс. Ваш аппарат при этом будет стремиться еще больше завалиться и уйти задним колесом в сторону, противоположную наклону. Начинается самая сложная часть упражнения - когда необходимо управиться сразу с несколькими вещами. "Газом" и сцеплением поддерживайте нужные обороты двигателя, чтобы пробуксовка не прекратилась. Сохраняйте, удерживая мотоцикл за руль, нужный угол наклона. Чем больше наклон мотоцикла, тем меньше радиус поворота, и наоборот. Здесь еще нужно учитывать, что требуемый угол наклона мотоцикла определяется дорожным покрытием: на асфальте он больше, чем, скажем, на траве. Рулем направляйте мотоцикл по желаемой траектории. Очевидно, что чем больше руль повернут в сторону поворота, тем меньше радиус поворота. На деле это упражнение не такое уж сложное. Только примите совет: тренируйтесь вдали от чужих машин, домов, столбов и пр.В остальных случаях пробуксовка вредна, потому что не позволяет реализовать мощность двигателя и снижает управляемость. Всякий раз, когда возникает, от нее нужно поскорее избавляться - либо уменьшив "газ", либо загрузив заднее колесо перемещением корпуса назад - оттяжкой. А если, как говорят, по жизни, то избавиться от пробуксовки несложно, и специальных тренировок для этого не требуется.

А медленно - слабо?

В конечном счете, вся премудрость управления мотоциклом сводится к удержанию равновесия. Почему мотоциклист падает? Потому что он не может перемещением корпуса скомпенсировать изменение центра тяжести в системе водитель-мотоцикл, произошедшее под действием каких-либо сил: центробежных, инерции, веса и т. д. или других факторов. Выработка чувства равновесия начинается у человека с раннего детства с ходьбы пешком и езды на велосипеде. Садясь на мотоцикл, вы и не подозреваете, что большинство простейших навыков у вас уже сформировалось. Однако их может быть недостаточно, чтобы суметь удержать аппарат на очень малой скорости, на скользких или песчаных участках дороги или при заносе. Этому нужно тренироваться специально, развивая чувство равновесия.Бесспорные авторитеты в области равновесия - триалисты. К сожалению, их мотоциклы слишком специфичны, и упражнения на дорожных мотоциклах в большинстве просто невыполнимы. Тем не менее, некоторые из них в свой арсенал взять можно. Например - "узкую змейку". По сути, это та же фигура, которую вы тренировали перед экзаменом в ГАИ, только расстояния между стойками-ограничителями уменьшены до предела. (Напоминаю: исходное расстояние между стойками - 3 метра.) Проезжайте фигуру на минимальной, какую только можете держать, скорости, используя полный диапазон угла поворота руля (но не касаясь упоров!). Естественно, сцепление должно быть полувыжато, "газом" поддерживайте средние обороты мотора, а задним тормозом не давайте мотоциклу разгоняться. Балансируя корпусом, а также отводя в сторону колени, добейтесь "чистого" (то есть без касания ногами) проезда фигуры. Одновременно, с ростом вашего мастерства, сближайте ограничители. Умение проехать фигуру стоя на подножках показывает, что с равновесием у вас все в порядке.Осваивая "узкую змейку", мы подошли к еще одному упражнению - "медленной езде". Это излюбленная дисциплина на многих мототуристских и байкерских слетах, и она требует от водителей немалого мастерства. Во время тренировок сначала пытайтесь проехать медленно несколько метров в произвольную сторону, позже ограничьте направление движения коридором шириной 2-2,5 метра. Уверен, во время тренировки у вас будет получаться "замирание" на месте на несколько секунд. В то же время вы убедитесь, как это непросто.


Журнал "Мото" № 07.1999

Картина дня

наверх